Педагогическая поддержка деятельности Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация»
Педагогическая поддержка деятельности
Общественного объединения
«Белорусская республиканская пионерская организация»
в учреждениях общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи
- Общие положения деятельности ОО «БРПО»
«Белорусская республиканская пионерская организация достойно продолжает славные традиции добрых дел старшего поколения. Она вносит заметный вклад в воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, бережного отношения к историческому наследию, содействуют формированию у детей активной жизненной позиции», - А.Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь.
ОО «БРПО» осуществляет свою деятельность в рамках реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, основываясь на лучших традициях работы с детскими и молодежными общественными организациями нашей страны.
Сегодня пионерская организация – важнейшее звено в системе воспитательной работы в учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, которое выполняет важную функцию в социализации детей, обучении их навыкам коллективной деятельности, воспитании ответственного отношения к выполнению работы в организации; является способом реализовать себя, наполнить свою работу творческой и созидательной деятельностью.
В основу взаимодействия учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи с ОО «БРПО» положен принцип партнерства, предусматривающий их совместное участие в формировании и реализации различных общественно значимых программ и планов воспитания, касающихся детей и подростков.
Цель ОО «БРПО» – помочь каждому пионеру стать гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине.
Реализация цели ОО «БРПО» предполагает решение ряда задач:
- воспитание у членов ОО «БРПО» гражданственности, патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности;
- участие в коллективных творческих делах, направленных на развитие членов организации, улучшение и преобразование общества, окружающего мира, реализуемых через деятельность ОО «БРПО»;
- поддержка детских и молодежных инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие детей и подростков;
- участие в установленном порядке в разработке детских и молодежных программ и проектов.
ОО «БРПО» осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов: законности, добровольности, самостоятельности, равноправия, гласности, сотрудничества в работе всех организационных структур и органов ОО «БРПО», коллегиальности в принятии решений и личной ответственности за порученное дело, уважение к личному достоинству и мнению каждого члена ОО «БРПО», выборности руководящих и контрольных органов организации, периодической отчетности органов ОО «БРПО», разграничения компетенции органов ОО «БРПО».
Основными направлениями деятельности ОО «БРПО», определенными участниками XXI Республиканского Слета общественной организации, выступают следующие:
- гражданско-патриотическое воспитание,
- духовно-нравственное становление современной личности,
- развитие спорта и туризма, популяризация здорового образа жизни,
- социальная защита детей, благотворительность, защита окружающей среды,
- формирование информационной культуры,
- осуществление международной деятельности.
Воспитательные цели и задачи по отдельному направлению деятельности, его содержанию отражены в образовательных комплексных программах общественного объединения. К основным постоянно действующим программам относятся следующие:
«Детский Орден Милосердия» («Дом») – направлена на возрождение и развитие традиций детской благотворительности и милосердия;
«Спадчына» – ориентирована на освоение и возрождение национальных и культурных традиций через краеведческую и экологическую деятельность членов «БРПО»;
«Семь «Я» – способствует самопознанию и саморазвитию членов общественной организации; ориентирована на отбор и подготовку будущего кадрового корпуса общественной организации;
«Свой голос» – направлена на самореализацию членов ОО «БРПО» через включение детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации;
«Октябрята» – ориентирована на организацию и осуществление деятельности пионерской дружины с младшими членами организации;
«Игра – серьезное дело» – нацелена на сохранение и развитие детской игровой культуры;
«Гражданин страны Пионерия» – направлена на воспитание у детей и подростков, членов общественной организации, ответственности перед настоящим и будущими поколениями, Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества;
«СпАрта» – нацелена на духовное и физическое совершенствование членов ОО «БРПО».
Для реализации содержания определенной программы обозначены сроки, указывается рекомендуемый возраст членов организации, направления и формы воспитательной работы.
Как правило, каждая программа общественной организации имеет определенную структуру: состоит из нескольких частей, реализация каждой из них предполагается на различном организационном уровне (в дружине, отряде; районном, городском (областном) уровнях) и имеет свой механизм реализации.
На основе отмеченных выше программ каждый территориальный Совет ОО «БРПО» разрабатывает региональные проекты, программы, мероприятия с учетом региональных особенностей и возможностей (организационные, кадровые и др.).
Ознакомиться с комплексными программами общественного объединения можно на официальном сайте ОО «БРПО» https://brpo.by/ (информационно-образовательная платформа для педагогов).
Для успешной организации разнообразной деятельности членов ОО «БРПО» педагогические работники могут использовать представленные на официальном сайте ОО «БРПО» https://brpo.by/ методические материалы «Нормативные правовые и информационно-методические рекомендации по организации деятельности Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация». В данных материалах представлены формы воспитательной работы, методика организации и проведения мероприятий в пионерской дружине (приведены алгоритм, этапы реализации, примерный план анализа проведенного мероприятия), методика организации массовых мероприятий в территориальных Советах ОО «БРПО», особенности организации работы в социальных сетях и интернет-пространстве.
- Нормативная правовая основа деятельности ОО «БРПО»
Деятельность ОО «БРПО» осуществляется на базе учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи с учетом следующих законодательных и нормативных правовых документов:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года № 243-З;
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 года № 2570-XII;
- Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 года № 200-З;
- Закон Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 5 июля 2004 года;
- Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 года №305-З;
- Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 7 декабря 2009 года № 65-З;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 82 «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 года №250 «Об утверждении Государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2016 - 2020 годы».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 года № 59 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 года № 24»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06 января 1999 года № 13 «О поддержке Белорусской республиканской пионерской организации».
Основным юридическим документом, регламентирующим деятельность ОО «БРПО» является Устав, зарегистрирован решением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 февраля 1991года, свидетельство о государственной регистрации № 64.
Также ОО «БРПО» разработаны положения: о символике, традициях, структурных подразделениях, членских взносах, ведению документации и другие.
С целью формирования нового общественного сознания о Пионерии Беларуси и ее роли в обществе и государстве утверждена и действует Концепция развития позитивного имиджа ОО «БРПО» на 2018-2021 годы (далее – Концепция). Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих программ, проектов в сфере имиджевой политики организации.
Согласно законодательству, ОО «БРПО», как и любое другое общественное объединение, обязано соблюдать нормы и требования, предъявляемые к порядку работы с документами, их обработке, хранению, установленные государственной архивной службой Республики Беларусь. В целях правильного формирования и учета дел в обособленных организационных структурах ОО «БРПО» составляется номенклатура дел, представляющая собой систематизированный список наименований дел, образующихся в процессе деятельности общественного объединения с указанием сроков их хранения.
- Организация деятельности ОО «БРПО» в учреждениях общего образования
Организационной структурой ОО «БРПО» в учреждениях общего образования является пионерская дружина. Согласно Уставу ОО «БРПО», членом организации может быть любой гражданин Республики Беларусь, лицо без гражданства, а также иностранный гражданин, постоянно проживающий в Республике Беларусь, достигший 7-летнего возраста и старше, признающий данный Устав и программные документы ОО «БРПО». При этом общее число членов ОО «БРПО» старше 15 лет не может превышать 1/3 от общего числа членов организации. Лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут быть членами ОО «БРПО» при наличии соответствующего письменного согласия законных представителей.
Члены ОО «БРПО» от 7 до 10 лет называются «октябрята», от 10 до 14 лет – «пионеры». Члены ОО «БРПО» старше 15 лет называются – «вожатые» или «лидеры».
Решение о приеме в ОО «БРПО» принимает Сбор пионерской дружины, отряда на основании письменного или устного заявления вступающего. Решение принимается простым большинством голосов. В том случае, если пионерская дружина не создана, заявление о вступлении в ОО «БРПО» подается в вышестоящий Совет ОО «БРПО», который и принимает решение.
Учет членов пионерской дружины ведет педагог-организатор, в случае, если пионерская дружина не создана, – вышестоящий Совет ОО «БРПО».
Октябрята не являются отдельной организацией. Они организуют свою жизнедеятельность в рамках работы пионерской дружины учреждений общего среднего образования при содействии учителей начальной школы, воспитателей и педагога-организатора.
Прием в ОО «БРПО» детей от 7 до 10 лет проводится одновременно с ритуалом присвоения звания «октябренок» в торжественной обстановке на Сборе пионерского отряда, пионерской дружины.
Ритуал торжественного повязывания галстука, вручения октябрятских, пионерских значков проводится на торжественной линейке в ознаменование государственных праздников, праздников пионеркой организации, а также в честь наиболее значительных событий в жизни пионерской дружины.
Пионерские дружины создаются на базе учреждений образования согласно Уставу ОО «БРПО», если решение объединиться приняли не менее 5 человек. Решение о создании пионерской дружины принимают сами пионеры. Данное решение утверждается вышестоящим Советом ОО «БРПО». В случае, когда пионерская дружина насчитывает более 20 человек, она может быть разделена на два и более отрядов.
Высшим органом пионерской дружины является Сбор.
Сбор пионерской дружины проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в два месяца.
Сбор пионерской дружины правомочен при участии в его работе более половины членов ОО «БРПО», состоящих на учете в соответствующей пионерской дружине. Решения Сбора принимаются простым большинством голосов.
Между сборами работой дружины руководит Совет дружины, во главе с председателем Совета дружины.
Высшим органом пионерского отряда является Сбор. Между сборами работой отряда руководит Совет отряда во главе с председателем Совета отряда.
Учет пионерских дружин ведет вышестоящий Совет ОО «БРПО».
Порядок уплаты взносов
После устного заявления желающего и с письменного согласия законных представителей, решения сбора пионерской дружины или Совета вышестоящего органа ОО «БРПО» при отсутствии первичной пионерской организации (коллектива) о вступлении и получении звания «октябренок», «пионер» уплачивается вступительный взнос. Перечисление членских взносов осуществляется на расчетный счет ОО «БРПО» путем безналичного расчета с указанием в платежном поручении (квитанции) назначения платежа – «вступительный взнос» с учетом комиссии банка.
Платежное поручение (квитанция) служит основанием для получения символики ОО «БРПО» в количестве, соответствующем сумме перечисленных средств.
Педагогическая поддержка деятельности пионерской дружины
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор. Педагог-организатор «…координирует деятельность объединений по интересам, детских, молодежных и иных общественных объединений. Содействует их образованию, реализации целей и задач, предусмотренных уставами этих формирований…»
От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог-организатор стать для детей и подростков личным примером социальной активности.
Педагогу-организатору необходимо владеть умениями и навыками организаторской деятельности: уметь правильно определять цели и задачи, планировать свою работу, отбирать наиболее целесообразные формы и методы работы с октябрятами и пионерами, взаимодействовать с администрацией учреждения общего среднего образования школы, руководителями внешкольных учреждений.
Педагог-организатор должен строить работу пионерской дружины так, чтобы найти для каждого отряда ту ступень участия в общих делах, которая соответствовала бы уровню развития коллектива, создать взаимодействие отрядов в дружине, сплотить пионеров и октябрят.
Документация в пионерской дружине
В целях совершенствования и оптимизации документооборота в пионерской дружине рекомендовано иметь следующие документы:
1) План пионерской дружины на учебный год (презентация).
- Список членов пионерской дружины.
- Заявления о вступлении (презентация).
- Документы, подтверждающие уплату взносов на получение символики.
- Список Совета дружины.
- Статистические данные (презентация).
- Протоколы пионерских Сборов (презентация).
Отчетные материалы о проведении мероприятий рекомендовано размещать в социальных сетях, на сайтах учреждений образования, сайте пионерской дружины и так далее.
- Организационная структура ОО «БРПО» в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
Немаловажную роль в поддержке и развитии детских и молодежных общественных объединений играют учреждения дополнительного образования детей и молодежи, на базе которых по территориальному признаку организуются районные (городские), областные Советы ОО «БРПО».
Районные (городские) организации ОО «БРПО» образуются при наличии не менее 10 членов ОО «БРПО» в соответствующем районе (городе).
Высшим органом районной (городской) организации ОО «БРПО» является Сбор, который проводится не реже одного раза в год. Сбор районной (городской) организации ОО «БРПО» проводится по решению соответствующего Совета районной (городской) организации либо по инициативе 1/3 членов ОО «БРПО», состоящих на учете в районной (городской) организации.
Сбор районной (городской) организации ОО «БРПО» правомочен при участии в его работе более половины членов организации, состоящих на учете в соответствующей организационной структуре или избранных делегатов.
Решения Сбора районной (городской) организации ОО «БРПО» принимаются простым большинством голосов, за исключением вопросов о ликвидации или реорганизации пионерской дружины ОО «БРПО», которые рассматриваются только при участии в Сборе районной (городской) организации ОО «БРПО» более 2/3 от общего числа его членов, состоящих на учете в соответствующей организационной структуре, или избранных на Сбор районной (городской) организации ОО «БРПО» делегатов. Решение по этим вопросам принимаются не менее чем 2/3 голосов.
В период между Сборами, деятельностью районной (городской) организации ОО «БРПО» руководит Совет в составе трех членов районной (городской) организации, возглавляемый председателем районной (городской) организации ОО «БРПО». Заседания Совета районной (городской) организации ОО «БРПО» проводятся не реже одного раза в полгода.
Председатель районной (городской) организации ОО «БРПО» избирается на Сборе соответствующей районной (городской) организации.
Областные (Минская городская) организации ОО «БРПО» создаются при наличии не менее двух районных (городских) организаций ОО «БРПО» в соответствующей области (г. Минске).
Высшим органом областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» является Слет, созываемый не реже одного раза в три года.
Слет областной (Минской городской) организации проводится по решению соответствующего Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» либо по инициативе 1/3 его членов, состоящих на учете в областной (Минской городской) организации.
Слет областной (Минской городской) организации правомочен при участии в его работе более половины членов ОО «БРПО», состоящих на учете в соответствующей организационной структуре или избранных делегатов.
Решения принимаются на Слете областной (Минской городской) организации простым большинством голосов, за исключением вопросов о ликвидации или реорганизации областной (Минской городской) организации ОО «БРПО», которые рассматриваются только при участии в Слете областной (Минской городской) организации более 2/3 от общего числа членов ОО «БРПО», состоящих на учете в соответствующей организационной структуре, или избранных на Слет областной (Минской городской) организации делегатов. Решение по этим вопросам принимаются не менее чем 2/3 голосов.
В период между Слетами областной (Минской городской) организации руководящим органом областной (Минской городской) организации является Совет, избираемый на Слете. Заседания Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Внеочередные заседания Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» созываются по инициативе Контрольно-ревизионной комиссии областной (Минской городской) организации или по требованию не мене 1/3 членов Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО». Решения Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» принимаются простым большинством голосов.
Совет областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» возглавляет председатель Совета, избираемый членами Совета областной (Минской городской) организации ОО «БРПО» из своего состава сроком на три года.
Вышестоящие выборные органы ОО «БРПО» вправе проверять деятельность соответствующих нижестоящих выборных органов организации. Решения органов ОО «БРПО» (органов его организационных структур) могут быть обжалованы в вышестоящие выборные органы ОО «БРПО», его организационных структур. Жалоба на решение Слета организационной структуры ОО «БРПО» подлежит рассмотрению Республиканским слетом ОО «БРПО».
Республиканский слет проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в три года.
Республиканский слет проводится по решению Центрального Совета ОО «БРПО» или по инициативе трех Советов областных (Минской городской) организаций ОО «БРПО».
Руководящим органом ОО «БРПО» в период между Республиканскими слетами является Центральный Совет, который координирует деятельность ОО «БРПО». Центральный Совет формируется из аппарата Центрального Совета, председателей Советов областных (Минской городской) организаций ОО «БРПО», которые входят в состав Центрального Совета по должности, организаторов пионерского движения, иных членов ОО «БРПО». Порядок формирования и количественный состав Центрального Совета определяется Республиканским слетом.
- Основные направления деятельности педагогического работника учреждения дополнительного образования детей и молодежи в структурах ОО «БРПО»
Территориальные Советы ОО «БРПО» (областной, районный (городской) располагаются в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
В лице председателя Сбора областной, районной (городской) ОО «БРПО» могут выступать члены педагогического коллектива, находящиеся в административном подчинении директора учреждения дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого реализуется деятельность общественной организации и занимаемые основную должность методиста, педагога-организатора, культорганизатора.
Среди критериев отбора кандидата на должность председателя областной, районной (городской) организации ОО «БРПО» выступает его профессионализм в области деятельности в общественных организациях, опыт работы в ОО «БРПО»; учитываются личностные качества; активная жизненная позиция.
Являясь определенными инструктивно-методическими центрами в организации работы различных структур общественного объединения, областные, районные (городские) организации ОО «БРПО» реализуют свою деятельность по следующим направлениям:
Диагностико-аналитическая деятельность предполагает сбор статистических показателей по количеству членов областной / районной (городской) организации ОО «БРПО»;
анализ состояния, развития определенного структурного подразделения общественной организации (областной / районной (городской));
анализ степени реализации запланированных мероприятий в прошедшем учебном году, качества их проведения, решения поставленных задач в достижении целей воспитания в рамках деятельности ОО «БРПО»;
определение перспективных направлений в деятельности ОО «БРПО» и ее содержания.
Информационно-методическая деятельность включает в себя:
разработку концепций, проектов положений, программ проведения мероприятий республиканского / областного / районного (городского) уровня;
разработку программы проведения районного (городского) отчетно-выборного Слета пионеров;
обновление и информационно-методическое сопровождение информационных страниц, тематических групп в социальных сетях;
создание и сопровождение оригинальным контентом информационной сети ОО «БРПО»;
обновление программно-методического сопровождения деятельности ОО «БРПО»;
подготовку, выпуск, обеспечение пресс-китом, имиджевой продукцией организационные структуры ОО «БРПО»;
оказание консультативной помощи пионерской дружине в формировании пионерского актива, педагогам-организаторам – в осуществлении успешной воспитательной работы в дружинах и отрядах;
изучение, выявление, обобщение и распространение лучшего опыта системы деятельности пионерских дружин;
разработку программ проведения семинаров, конференций, круглых столов для педагогов-организаторов, воспитателей, учителей начальной школы по проблемам организации воспитательной деятельности с детьми младшего школьного возраста (октябрят) и подростками (пионеров) в рамках деятельности ОО «БРПО»;
разработку и публикацию методической и информационной литературы для педагогов, организующих деятельность в дружинах и отрядах общественной организации;
реализацию мероприятий по информированию и просвещению законных представителей учащихся о деятельности пионерской организации;
методическое сопровождение портала дистанционного обучения организаторов пионерского движения на платформе официального сайта brpo.by;
совершенствование профессионального и методического уровня, повышение квалификации.
Педагогический работник, сопровождающий и координирующий деятельность областной / районной (городской) структурной составляющей ОО «БРПО» должен владеть методами целевого планирования, составления комплексных программ, знать основные закономерности развития личности ребенка, специфику его потребностей, интересов, теорию и методику воспитания, иметь представления о современных достижениях науки, техники, культуры, искусства; владеть содержанием деятельности учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, знать нормативные документы, которые регламентируют их работу.
Деятельность по организации образовательного пространства предполагает:
разработку плана мероприятий организационных структур (областных, районных (городских)) ОО «БРПО»;
организацию и проведение методических объединений, семинаров, конференций, круглых столов для организаторов пионерского движения;
организацию взаимодействия членов ОО «БРПО» с представителями других детских и молодежных общественных организаций и объединений, учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, общественностью;
организационную работу по созданию школ пионерского актива и его обучению;
организацию обучения членов детской палаты областного / районного (городского) Совета ОО «БРПО»;
создание школ (клубов) для начинающих педагогов-организаторов, осуществляющих деятельность в дружинах и отрядах ОО «БРПО»;
поддержку и сопровождение лидеров детского общественного движения;
обеспечение символикой ОО «БРПО» вступающих в ряды ее членов; организационных структур пионерской организации.
Деятельность по реализации проектов и программ ОО «БРПО» («культурно-массовые и методические мероприятия») предполагает непосредственное проведение и участие представителей областного Совета (далее ОС) / районного Совета (далее РС) / (городского Совета (далее ГС) ОО «БРПО» в мероприятиях республиканского / областного / районного (городского) значения, согласно их планам работы.
Координационно-контролирующая деятельность представителей ОС, РС (ГС) ОО «БРПО» включает в себя:
проведение заседаний ОС, РС (ГС) ОО «БРПО»;
посещение пионерских дружин учреждений общего среднего образования, встречи с октябрятами и пионерами;
контроль за соответствием выданной дружинам символики и перечисленных средств;
разработку и оформление информации об итогах проведения значимых мероприятий для размещения на интернет-ресурсах ОО «БРПО», предоставление новостей на официальный сайт общественной организации;
подготовку плановой и отчетно-аналитической документации по организации деятельности ОС, РС (ГС) ОО «БРПО» (презентация);
предоставление информации об итогах проведения республиканских, областных, районных акций, проектов;
создание номенклатуры дел организационными структурами ОО «БРПО»;
проведение мониторинга эффективности деятельности организационных структур ОО «БРПО».
Деятельность по международному сотрудничеству предполагает установление контактов, взаимодействия членов всех структурных подразделений ОО «БРПО» с молодежными организациями стран СНГ, Европы и другими. Реализация данного сотрудничества возможна через посещение международных молодежных лагерей, участие в конкурсах и фестивалях международного значения.
Отмеченные направления деятельности различных структурных подразделений ОО «БРПО» отражаются в планах соответствующих подразделений данной общественной организации, разработанных на год и по месяцам. План представляет собой документ организационной структуры ОО «БРПО», координирующий усилия организаторов пионерского движения в составе педагогического коллектива во главе с администрацией на решение наиболее жизненно-важных проблем и вопросов, обеспечивающих успешное функционирование организации на последующий период.
Перед разработкой плана ОС, РС (ГС) ОО «БРПО» необходимо провести анализ работы за прошедший учебный год, с учетом республиканских (областных) мероприятий. План работы ОС (МГС) утверждается ЦС ОО «БРПО», план работы РС (ГС) ОО «БРПО» утверждается ОС (МГС) ОО «БРПО».
В плане прописываются цели, задачи, основные направления деятельности организационных структур ОО «БРПО», также указываются сроки выполнения заявленных в плане мероприятий и ответственные за их выполнение.
Методические рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».
Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.
Значимую роль в решении задачи воспитания детей и молодежи как граждан и патриотов призваны сыграть учреждения образования, располагающие широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспитательных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими является знание обучающимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.
Министерством образования разработан План мероприятий, направленных на формирование у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь.
1. Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета
В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.
Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее – Закона) символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь [2].
Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3 [2].
Цвета Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса – имеют исторические и национальные корни. В символике различных культур и эпох трактовка каждого цвета не одинакова, однако существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята в настоящее время во всем мире, и придает соответствующие символические значения различным цветам. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.
Применительно к белорусскому Государственному флагу его цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, божественность, само христианство; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость. [8].
Красный цвет издавна символизирует солнце – главный источник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет – олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества.
Красный цвет на нашем флаге – это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.
Зеленый цвет – это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, из глубин веков сохранившего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и органичным.
Белый цвет – воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.
Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь – использование национального орнамента как элемента государственной символики. Орнаментальность – это необычайно редкий элемент, несмотря на то, что орнамент с древних пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличительной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жилище, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т.д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой белорусской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принадлежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.
В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия – ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.
В центре главного ромба – две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью», магическое пожелание благоприятного развития событий. Добавим, что ромб с крестом – еще более древний, солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.
Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.
На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор. Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.
Таким образом, три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли [8].
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте [2].
В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 г., который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Это, в первую очередь, касается одного из центральных элементов всех гербов, которые имели республики Советского Союза – перекрещенных серпа и молота – основополагающей фигуры советской эпохи. Герб венчала красная пятиконечная звезда.
После 1991 г. в изображение Государственного герба были внесены определенные изменения. В центре гербового изображения появился контур Республики Беларусь зеленого цвета, красная лента была заменена на ленту с цветами государственного флага, в центре появилась надпись с официальным названием государства: «Рэспубліка Беларусь». Претерпели незначительные изографические усовершенствования и другие элементы герба: колосья, пятилепестковые цветки льна, цветы клевера, земной шар. С точки зрения специалистов, они приобрели более совершенные очертания, отвечая современным дизайнерским требованиям [9].
Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.
Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый – Земля – основа всего живого. Второй – Солнце – древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.
Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.
Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство – вынесенные вверх контуры Республики как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша республика не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.
Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.
Пятиконечная звезда – пентаграмма на гербе – один из древнейших символов человечества – выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.
Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, а также несут глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.
Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.
Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, «красный» угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.
Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символизируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен – традиционные составляющие нашего сельского хозяйства [8].
Государственный флаг Республики Беларусь, как и Государственный герб Республики Беларусь, был принят на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь» [9].
Государственный герб и Государственный флаг нашей родины воплощают ее общественный и политический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Герб и флаг нашего государства наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз [2].
Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.
Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.
2. Принципы, формы и методы работы по изучению государственной символики в учреждениях образования
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у обучающихся понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним складывается в образовательном процессе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами.
В каждом элементе государственной символики нашей страны заложен глубочайший смысл, который необходимо довести до сознания обучающихся. Идеи, заключенные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном использовании его в ходе образовательного процесса, помогают пробуждать у обучающихся чувство гордости за свою страну. Использование государственных символов придает воспитательным мероприятиям особую торжественность.
В качестве эмблем государственной власти используются условные обозначения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное оформление и словесное выражение (гимн), а также система ритуалов.
Государственные символы оказывают особенно благотворное влияние на эмоции, связанные с гражданским, правовым и нравственным самосознанием учащихся, их патриотическими взглядами и убеждениями. Это влияние наиболее действенно в педагогически организованных ситуациях. Формируемый в таких ситуациях эмоциональный фон благоприятствует усвоению содержания символики и становлению соответствующего оценочного отношения к ней.
Важным с воспитательных позиций свойством символов является их синтетический смысл. Государственные символы Республики Беларусь представляют собой нерасторжимое единство компонентов, которые рассматриваются с учетом целой системы существующих между ними связей. Такой подход к использованию государственной символики делает возможным комплексное освоение учащимися содержащегося в эмблемах государственной власти нравственного, правового и идеологического смысла.
Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в образовании детей и молодежи.
Младший школьный возраст – это благоприятный период для развития лучших качеств личности ребенка. Характерная потребность детей этого возраста – жажда познавать мир, творить в соответствии с индивидуальными интересами и способностями – способствует вовлечению их в продуктивную познавательную деятельность как активных субъектов педагогического процесса, обеспечивает их развитие.
У младших школьников представления о государственных символах Республики Беларусь начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни. Работа по ознакомлению младших школьников с государственной символикой, проводимая в общем контексте формирования начал гражданской, политической культуры, должна осуществляться с учетом их возрастных особенностей лишь на номинальном уровне, когда дети наряду с пониманием значения основных понятий, характеризующих политическое устройство нашей страны, таких как «Президент Республики Беларусь», «демократия», «Национальное собрание Республики Беларусь», «депутат», «выборы» и др., постепенно постигают роль и значение деятельности Главы государства, усваивают смысл и историю создания государственных символов, учатся с уважением к ним относиться. Учителя начальных классов могут использовать большой потенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радзіма – Беларусь», различных внеклассных мероприятий.
В начальной школе организуется коллективное прослушивание гимна Республики Беларусь. Его предваряет беседа педагога о гимне как одном из важнейших государственных символов, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Педагог объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.
Педагог имеет большие возможности органического соединения урочной и внеурочной работы. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга.
В младших классах целесообразно проводить конкурсы рисунков по темам, связанным с государственными символами Республики Беларусь, историей их появления. Аналогичную работу следует проводить с детьми при участии родителей.
На новом уровне работа с государственными символами продолжается на II ступени общего среднего образования. Учащиеся этой возрастной группы в процессе накопления социального опыта начинают воспринимать знакомые с детства символы государства с качественно новой точки зрения, что обусловлено повышением уровня общественных, в том числе и правовых, требований, предъявляемых к взрослеющему школьнику, расширением круга его прав и обязанностей.
Новой по сравнению с более ранними этапами обучения является возникающая теперь проблема раскрытия правового смысла символов государства. Как показывает анализ педагогического опыта, предусмотренные учебным планом предметы и сложившаяся практика воспитательной работы открывают большие возможности применения символов государства в педагогическом процессе. Особенно велика роль уроков истории, географии, литературы, а также различных внеучебных мероприятий, направленных на стимулирование нравственного, правового развития учащихся.
В учреждениях образования проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения флага и герба, текста и музыки гимна Республики Беларусь.
Пониманию роли государственных символов, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі», работе музеев учреждений образования.
Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная и туристская работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека. Педагог в ходе бесед, тематических классных и информационных часов, экскурсий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествах раскрывает идеологическое содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни общества. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.
Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов может происходить в процессе исследовательской деятельности учащихся и определять тематику их исследовательских работ.
Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества могут получить обучающиеся на занятиях по нумизматике и бонистике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др.
Важнейшим условием эффективности работы со старшеклассниками учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования является использование методик и технологий ценностно-ориентированной, ценностно-поисковой деятельности (деловая, ролевая игра, турнир ораторов, диспут, лекция-рассуждение, сократовская беседа, ток-шоу, эстафета мнений, открытая кафедра, открытый микрофон, философский стол, сочинение (эссе) – размышление).
Педагог сосредоточивает свое внимание на актуализации во внеурочной работе знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно правовым, общественно-политическим, нравственным.
Раскрытию сущности государственных символов способствуют дисциплины социально-гуманитарного блока (история, обществоведение), факультативные занятия и др. Под руководством педагога обучающиеся могут подготовить серию бесед, конкурсов, викторин, тематически связанных с государственными символами, используя наглядный материал, мультимедийные презентации, видео- и фонозаписи. В работе с обучающимися углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах Республики Беларусь, подчеркивается историческая преемственность этой символики.
Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов государства требует расширения и углубления представлений обучающихся о гражданских обязанностях.
Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, целесообразно в содержание бесед, классных (кураторских) и информационных часов включать факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны. В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.
Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны помочь педагогическим работникам, обучающимся, родителям в организации и обеспечении деятельности учреждений образования с использованием государственной символики: подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.
В библиотеках рекомендуется создавать тематические выставки, выставки-просмотры, выставки-презентации на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь», выставки художественной литературы о символах государства.
Оформление уголков государственной символики в фойе, актовом зале, административных помещениях, в учебных кабинетах, обязательное использование государственных символов, атрибутов и ритуалов в учреждениях образования при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, при проведении воспитательных мероприятий, формирование у обучающихся уважения к государственным символам как воплощению национальной идеи белорусского общества, к личности главы государства – Президента Республики Беларусь как олицетворения единства нации, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность страны, является важнейшим условием эффективности идеологической работы, проводимой в учреждениях образования в современных условиях.
Список использованных источников
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. Дата доступа: 26.03.2013.
- Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 8/15613 // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. – №2. – С.9-40.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16.
- Воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества: интервью с Министром образования Республики Беларусь Сергеем Александровичем Маскевичем //Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – №1. – С.2-4.
- Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.
- Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011.
- Елинская, М. Государственная символика Беларуси: исторические традиции и преемственность // Архивы и делопроизводство. – 2007. – №5. – С.108-113.
Статистический отчет
Статистический отчет
о детских и молодежных общественных организациях и объединениях
государственного учреждения образования
«Средняя школа (Гимназия) №______ г. Минска»
на «20» _______ 20____ год.
Данные о количественном и качественном составе учреждения образования
Всего учащихся в учреждении образования |
Количество учащихся (2-11 кл.) |
Количество учащихся (6 лет) |
Количество учащихся (7-9 лет) |
Количество учащихся (10-14 лет) |
Количество учащихся (7-14 лет) |
Количество учащихся (15-18 лет) |
|
|
|
|
|
|
Данные о количественном и качественном составе пионерской дружины
Количество октябрят (7-9 лет) |
% охвата ( от уч-ся. 7-9 лет) |
|
|
Количество пионеров (10-14 лет) |
% охвата (от уч-ся. 10-14 лет) |
Количество пионеров (15-18 лет) |
% охвата ( от уч-ся. 15-18 лет) |
|
|
|
|
Всего ОО «БРПО» (октябрята (7-9 лет) и пионеры 10-14 лет) |
% охвата (от уч-ся 7-14 лет.) |
Количество тимуровцев |
Количество пионеров (10-18 лет) |
% охвата (от пионеров 10-18лет) |
|
|
|
|
|
Вновь вступившие |
Прибывшие из других УО |
Выбывшие |
|||
октябрята |
пионеры |
октябрята |
пионеры |
октябрята |
пионеры |
|
|
|
|
|
|
Информация о детских и молодежных общественных организациях и объединениях
Количество БРСА (скауты) |
Количество АБГ (гайды) |
Количество ЮНЕСКО |
|
|
|
Информация о численном составе первичных организаций ОО «БРСМ», «Белая Русь»
Учащиеся |
Педагоги |
||||
Кол-во учащихся (14-18 лет) |
Кол-во членов ОО «БРСМ» |
% охвата (уч-ся 14-18 лет) |
Кол-во педагогов до 31 года |
Кол-во членов ОО «БРСМ» |
Кол-во членов ОО «Белая Русь» |
|
|
|
|
|
|
Педагог-организатор _________________________________/___________________________/
Директор учреждения образования_______________________/________________________/
Протокол сбора пионерской дружины
Приложение 4
ПРОТОКОЛ
СБОРА ПИОНЕРСКОЙ ДРУЖИНЫ
№ ____
«___» ____________ 200__г.
Пионерская дружина ______________________________________________________________
Председатель Совета дружины ______________________________________________________
Секретарь ______________________________________________________________________
Всего членов ОО «БРПО» в пионерской дружине_________________
Присутствовало__________________________
Повестка дня:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Голосовали:
«за» _______ «против» ________ «воздержались» _______
- Слушали:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступили: ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
РЕШИЛИ: _____________________________________________________________________________________
Голосовали: «за» _______ «против» ________ «воздержались» _______
- Слушали:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступили: ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
РЕШИЛИ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Голосовали: «за» _______ «против» ________ «воздержались» _______
- Слушали:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступили: ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
РЕШИЛИ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Голосовали: «за» _______ «против» ________ «воздержались» _______
Председатель Совета дружины ______________ _______________
подпись Ф.И.О.
Секретарь ______________ _______________
подпись Ф.И.О.
Заявление на вступление
Председателю Совета пионерской дружины
ГУО «Средняя школа №…..»
_______________________________________
(Ф.И.О. председателя Совета дружины)
учащегося (йся) ______класса
_______________________________________
(Ф.И.О. учащегося(йся))
«___»_______20__г.р.,
проживающего (ей) по адресу: ___________________________________
тел.: +375 (__) ___ __ __
заявление
Прошу принять меня в «октябрята» либо «пионеры» Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация». С Уставом ознакомлен(а). Цели и задачи организации разделяю.
(подпись) (Ф.И.О. учащегося(йся))
Согласие:
Я,_______________________________________________________________, (Ф.И.О. одного из родителей или законного представителя)
даю согласие, на вступление моего сына (дочери) _________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
в Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» в «октябрята» либо «пионеры».
(подпись)
(Ф.И.О. одного из родителей или законного представителя)