Программа «Свой голос»
Цель программы
- разработка методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности, позволяющей самореализовывать себя детям и подросткам;
- создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной задачи.
Задачи:
- помощь маленькому человеку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включённой в систему средств массовой коммуникации общества;
- предоставление возможности ребёнку свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания; • поддержка самостоятельных детских изданий как средство самосознания, укрепления и развития ОО «БРПО», формирование позитивного общественного мнения по отношению к ОО «БРПО»;
- помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
- привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов - профессионалов, общественных деятелей, учёных, творческих работников;
- формирование своего журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение.
Участники программы:
Дети и взрослые, пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.
Организаторы Программы:
Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.
Программа предполагает осуществление ряда проектов:
- «ДЕТИЗДАТ.»Помощь существующим и новым детским изданиям с участием самих детей. Составная часть проекта - подпроект «Мы вас видим, мы вас слышим» для ребят, увлечённых видеофильмами, звуковыми альбомами.
Механизмы реализации проекта:
- проработка правовых, материальных, финансовых аспектов, связанных регистрацией, выпуском, распространением средств массовой информации.
- распространение детских изданий по льготным расценкам, создание альтернативной службы распространения силами самих ребят;
- регистрация и поддержка малотиражных газет, журналов, альманахов, рукописных книг;
- создание экспериментальной лаборатории новых форм средств массовой коммуникации для детей.
- «ЮНПРЕСС».Организация единой информационной службы детских новостей.
Пути реализации проекта:
- создание информационного детского агентства с филиалами на местах, оснащение его современным оборудованием;
- создание информационных тематических банков с абонентным обслуживанием; • выпуск информационных вестников;
- создание архива и обменного фонда самодеятельной детской прессы, выпуск дайджестов;
- подключение к международной информационной системе.
- «Окно в детство».Поддержка и пропаганда опыта создания детских страничек, детских подборок, полос во взрослых газетах и журналах, сюжетов в радио- и телепередачах.
Пути реализации проекта:
- обобщение существующего опыта работы взрослых изданий с юными журналистами; • учреждение поощрительных премий, призов редакциям за работу с детьми;
- разработка плана совместных действий с Союзами с журналистов, министерствами, ведомствами, организациями - учредителями средств массовой информации.
- «Рука друга».Поддержка юнкоровских коллективов, союзов и объединение их в Лигу малой прессы, которая займётся:
- организацией обмена опытом юных журналистов и их руководителей, проведением семинаров, курсов, выпуском методических пособий;
- организацией конкурсов, фестивалей детской прессы, проведением юнкоровских экспедиций, агитрейсов;
- организацией научно — исследовательской деятельности по изучению детской прессы, проведением социологических опросов, выработкой научнообоснованных рекомендаций;
- взаимообменами с зарубежными детскими изданиями, выпуском совместных изданий и т.д.
Этапы реализации программы:
1.Организационный. Создание действенного центра по реализации программы: организация Лиги малой прессы как механизма, способного поддерживать уже существующих изданий и коллективов юных журналистов.
- Основной. Создание благоприятных условий для существования и появление новых объединений юных журналистов и информационной сети для полноценного приёма и распространения информации для самодеятельных изданий и всех заинтересованных организаций.
Ресурсное обеспечение программы:
Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:
- проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе.
Информационное.
Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:
- выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Свой голос» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст».
Научно-методическое Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:
- проведение научно-практических конференций;
- проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы; • разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников, издание методических пособий, сценарных разработок;
- издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.
Социально-педагогическое.
Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):
- анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
- разработка пакета социально-педагогической диагностики.
Организационное
Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:
- разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;
- проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;
- организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы. Материально-техническое.
Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.
Программа «Спадчына»
Цель программы: помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений, связи человека с природой.
Задачи программы:
- приобщить подростков к восстановлению чести и величия имен и деяний людей, прославивших Беларусь;
- развивать познавательный интерес к своим национальным и семейным корням, пробуждать стремление продолжить традиции своего народа;
- содействовать приобретению навыков самообслуживания, в том числе жизни в природе, формированию самостоятельности и ответственность.
Сроки реализации программы: программа является постоянно действующей, рекомендуемый возраст участников 11-12 лет, для участников областных и республиканских проектов 13-15 лет.
Структура программы:
Программа состоит из 3-х частей:
- часть - реализуется в пионерских дружинах;
- часть - на уровне районных (городских) и областных советов БРПО;
- часть - реализуется на уровне ЦС ОО «БРПО».
Механизм реализации программы: 1 часть реализуется в пионерской дружине в четыре этапа:
Этап |
Сроки проведения |
Содержание |
1 этап |
Сентябрь-октябрь |
Овладение простейшими туристическими навыками +однодневный поход (один или несколько) |
2 этап |
Ноябрь-декабрь |
Овладение навыками ориентирования и выживания в природе |
3 этап |
Февраль апрель |
Овладение навыками сбора краеведческого и этнографического материала, проведения экологического мониторинга |
4 этап |
Май - август |
Проведение двух - трехдневных походов с элементами экологического мониторинга или краеведческой (этнографической) экспедиции. |
2 часть реализуется районными (городскими) и областными советами в формах проведения праздников ремесел и фольклора с участием пионерских коллективов, краеведческих лагерей и экспедиций, экологических и краеведческих конференций и т.д.
3 часть реализуется через проведение ежегодных республиканских краеведческих экспедиций, тематических палаточных лагерей, экологический мониторинг малых рек и водоемов.
Программа «Семь «Я»
Что такое программа «Семь Я»? Это последовательная система действий, направленных на отбор и раннюю подготовку будущего кадрового корпуса организации.
Цель программы:
- развитие у детей и подростков коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива.
Задачи программы:
- стимулировать стремление ребенка, подростка к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- обеспечивать отбор и подготовку ребят с ярко выраженными организаторскими и педагогическими способностями для дальнейшего формирования из них лидерского корпуса организации;
- создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детских коллективах;
- служить связующим звеном между программами, испытанием при переходе в другой ранг.
Сроки реализации программы: программа является одной из пяти основных, постоянно действующих.
Структура программы:
Программа состоит из двух частей, из которых 1-ая часть «Я - сам» реализуется в пионерских дружинах, а 2-ая «Лидер» реализуется районными (городскими), областными и Центральным Советом ОО «БРПО».
Механизм реализации программы: 1 часть - «Я сам» состоит из серии клубных занятий, которые проводятся в четыре этапа.
Этап |
Возраст |
Ранг в БРПО |
Ступень самопознания |
1 |
4 класс (вторая половина уч. года) |
наследник |
Личность |
2 |
5 класс (начало уч. года) |
исследователь |
Личность в общении |
3 |
6 класс (начало уч. года) |
испытатель |
Личность в деятельности |
4 |
7 класс (начало уч. года) |
лидер |
Личность лидера |
Пройдя курс клубных занятий после каждого этапа член пионерской организации участвует в игре-испытании, чтобы получить следующий ранг.
2 часть - «Лидер».
По итогам клубных занятий в районе (городе) отбираются те ребята - семи- и восьмиклассники, которые склонны к организаторской и педагогической деятельности. Из них могут формироваться 2 группы: А) районный клуб отрядных вожатых Б) районный (городской) пионерский штаб.
Группы работают при районном (городском) совете БРПО, каждая по своему направлению.
Областной Совет ОО «БРПО» ежегодно проводит слет (или тематическую лагерную смену) отрядных вожатых и слет (или летний лагерь актива) районных (городских) пионерских штабов.
Центральный Совет ОО «БРПО» ежегодно проводит тематическую смену лидеров в НДЦ «Зубренок».
Программа «Игра - дело серьезное»
Цель программы - использовать потенциал игры для развития групповых и индивидуальных отношений, утверждения социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе.
Сроки реализации программы: 1-й год жизнедеятельности пионерского коллектива.
Задачи программы:
- наполнить жизнь пионерского коллектива гуманными играми, способными выполнять психотерапевтическую, компенсирующую функцию;
- создание ситуаций, в которых необходимо совместно вырабатывать правила, решения, оценивать результаты совместной работы, т.е. обучение взаимодействию;
- создать ситуации коллективного переживания, которые сплачивают коллектив, гармонизируют коллективные цели и личные мотивы деятельности.
Структура программы:
Программа состоит из 2-х частей.
1 часть - «Игродром» - реализуется в пионерских дружинах.
2 часть - «Игротека» - Р(Г)С ПО, ОС ПО и ЦС ОО «БРПО».
Механизм реализации программы:
1-я часть: серия индивидуальных и командных состязаний различных по сложности, содержанию, количеству участников, длительности.
Планируется как движение отрядов к какой-либо умозрительной цели на карте страны ИКС (игры, конкурсы, состязания).
Конкурсы должны быть максимально разнообразными:
- по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие);
- по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые).
Для подведения промежуточных итогов используются жетоны, баллы, рисунки-символы.
Зачет - командный. Могут подводиться промежуточные итоги. Окончательный итог участия отрядов в программе подводится в апреле на Неделе игры и игрушки.
2-ая часть: реализуется через игровые проекты, направленные на сбор, обработку и составление сборников игр различной тематики (интеллектуальных, народных, спортивных, компьютерных, настольных, семейных и т.д.).
Программа «Детский Орден Милосердия»
Цель программы: возрождение и развитие традиций детской благотворительности и милосердия.
Задачи программы:
- создавать условия для самореализации подростков-членов организации, через использование своих умений и навыков и проявление способностей на пользу другим людям;
- расширить сферу удовлетворения различных потребностей детей, нуждающихся в помощи и поддержке сверстников;
- расширить сферу социального взаимодействия ОО «БРПО».
Сроки реализации программы: программа постоянно действующая, рекомендуемый возраст членов организации 14-16 лет.
Структура программы: Программа состоит из 3 частей.
- часть - «Рука в руке» - реализуется в пионерских дружинах.
- часть - «Защита» - реализуется районными (городскими) и областными советами БРПО;
- часть - «ДОМ» - реализуется Центральным Советом ОО «БРПО».
Механизм реализации программы:
1 часть программы реализуется пионерскими дружинами по трем направлениям
- работа с детьми - инвалидами в семьях и интернатах;
- работа с детьми - сиротами в детских домах и интернатах;
- работа с ветеранами в зоне пионерского действия.
В дружинах создаются специальные команды, различные для трех направлений работы. Команды возглавляют пионеры-инструкторы, то есть члены организации не младше 14 лет. Команды могут состоять как из сверстников, так и быть разновозрастными. Работают они по самостоятельно составленному плану работы, логику которого определяет наличие объектов заботы в зоне пионерского действия дружины.
- часть реализуется районным (городским) и областными советами ОО «БРПО» через проведение акций милосердия, благотворительных концертов и иных проектов помощи по инициативе совета.
- часть реализуется ЦС ОО «БРПО»:
- через осуществление проектов социальной помощи детям-инвалидам, многодетным семьям, сиротам, другим людям, нуждающимся в помощи и поддержке.
- через проведение ежегодного республиканского реабилитационного лагеря «ДОМ» для детей-инвалидов, а также пионеров, работающих по данной программе.
Программа «Октябрята»
Цели программы «Октябрята:
- помощь ребенку 7-9 лет в его стремлении стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную организацию;
- воспитание гражданственности, патриотизма через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории «малой Родины», традициям своей семьи и своего народа;
- воспитание милосердия, готовности прийти на помощь людям, природе;
- формирование у пионеров опыта взаимодействия с партнерами разного возраста.
Задачи программы:
- год - создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы ребенок легче привыкал к новой роли школьника;
- год - включить каждого малыша в активную совместную деятельность, помочь осознать преимущество объединенных усилий;
3 год - привлечь интерес детей и родителей к истории семьи, ее родословной, профессиональным и творческим достижениям членов семьи; укрепить связи внутри семьи и семьи со школой; расположить родителей к пионерской организации;
4 год - помочь ребенку осознать свои способности и особенности, найти лучшие способы самоутверждения в группе на основе интересной и полезной деятельности; познакомить с историей, традициями и содержанием работы ОО «БРПО»; пробудить желание вступить в детскую общественную организацию.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на постоянную работу пионерской дружины с младшими членами организации «октябрятами».
Структура программы:
Программа «Октябрята» состоит из 3-х частей:
- часть - «Октябрята» - реализуется через организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые, вступив в организацию, получают звание «Октябрята».
- часть - «Октябрята плюс» - реализуется районными (городскими) областными советами ОО «БРПО» через обобщение опыта и формирование копилки форм и технологий работы по программе.
- часть - «Спутник вожатого» - осуществляется через издание брошюр, методических вестников для отрядных вожатых и вожатых «октябрят».
Механизм реализации 1 части программы: 1 часть программы состоит из 4-х блоков:
Блок |
Класс |
Метод работы, |
Формы |
Результаты |
Система |
|
|
девиз |
работы |
работы |
работы |
Будем |
1 кл. |
Подражание, |
игры, |
подарки, призы, |
Эпизодически |
дружить |
|
«Делай, как я» |
утренники, |
сделанные руками |
весь п/отряд, |
|
|
|
обряды |
малышей |
работающий с |
|
|
|
|
|
малышами |
Мы- |
2 кл. |
Совместное |
разведка, |
помощь природе, |
периодически |
вместе |
|
исполнение |
экспедиция |
посильная |
в зависимости |
|
|
«Делай со мной» |
по |
помощь пожилым |
от планов |
|
|
|
окрестностям |
людям, д/с |
работы отряда |
Древо |
3 кл. |
Самостоятельная |
семейные |
помощь семье, |
систематичес |
жизни |
|
по возможности, |
клубы, |
пожилым людям, |
ки,согласно |
|
|
деятельность |
мастерские |
д/с |
планам |
|
|
«Делай сам» |
|
|
работы |
|
|
|
|
|
группы |
Пионеринг |
4кл. |
Самостоятельная |
заочная игра- |
помощь школе, |
систематичес |
|
|
групповая |
путешествие |
микрорайону, |
ки, отрядные |
|
|
деятельность, |
|
селу |
вожатые |
|
|
«Делай вместе с |
|
|
|
|
|
друзьями» |
|
|
|
Программа «Гражданин страны Пионерия»
Программа «Гражданин страны Пионерия» комплексная программа воспитательной деятельности в детском объединении.
Она является:
- образовательной, т.к. дает возможность получить новые звания, умения, навыки, развить положительные личностные качества;
- социально-педагогической, т.к. решает проблему, социальной адаптации детей и подростков, направлена на обеспечение прав личности на деятельность в рамках общественной организации;
- организационно-педагогической, т.к. создает условия для эффективной организациидеятельности пионерских организаций разного уровня;
- межведомственной, т.к. предполагает взаимодействие пионерской организации с органами управление образования всех уровней, образовательными учреждениями различных типов.
Цель программы.
Создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков ответственности перед настоящим и будущими поколениями, Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества.
Задачи:
Педагогические:
- развитие социальной активности и ответственности, стремления к поиску нового и способности находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
- развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма;
- расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края;
- сохранение традиции преемственности поколений, наполнение ее новым содержанием;
- формирование лидерского потенциала организации, ступеней его развития и реализации.
Кадровые:
- создание системы взаимодействия различных социальных институтов для реализации программы;
- создание системы обучения и стимулирования старших вожатых, методистов, руководителей работы по программе.
Информационные:
- обеспечение возможности многостороннего обмена информации между всеми участниками программы;
- создание информационного банка методик, технологий; данных о детских и подростковых организациях и объединениях, участвующих в работе по программе, локальных программах, их авторах, руководителях, лидерах;
- привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работа; наиболее творческих педагогов;
- издание печатной продукции (в том числе, периодических изданий) для обеспечения эффективной деятельности по программе;
- установление региональных связей с другими детскими объединениями, формирование банка, координация общих усилий различных организаций по осуществлению совместной деятельности.
Принципы реализации программы:
Принцип демократизации - создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.
Принцип прогностичности - работа на перспективу, обеспечение эффективного развития пионерской организации как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.
Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.
Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется через деятельность каждого ребенка - участника программы в зоне его ближайшего развития (каждый этап - ступенька роста).
Принцип непрерывности, комплексности и последовательности - развитие деятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.
Принцип вариативно-программного подхода - создание городских, районных программ, адаптированных программ деятельность первичных пионерских объединений с учетом особенностей развития конкретного коллектива.
Принцип специфичности пионерства - учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженных в программных документах ОО «БРПО».
Участники программы:
Дети и взрослые, первичные пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.
Организаторы программы:
Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.
Направления программы:
Программа включает семь направлений:
«Школа гражданского общества».
«Наша крепкая семья». '
«Моя дружина».
«Завтра - наука, сегодня - игра».
«Шагая заветными тропинками».
«Пионерский подарок».
«Идущие рядом и чуть впереди».
Первое направление: «Школа гражданского общества».
Гражданское образования является сегодня настоятельной необходимостью. Без знания своих прав и умения их отстоять, понимания обязанностей невозможно полноценное воспитание и развитие личности.
Задачи:
- развитие у детей и подростков осознания себя гражданами Республики Беларусь;
- формирование и укрепление у участников программы представления о значимости прав человека в жизни общества, организации, каждого человека;
- изучение конкретных норм, выдающих права и свободы человека, применение их на практике при участии в управлении своей организацией;
- формирование представления о проблемах современности и путях их решения;
- умение защитить свои права и права других людей.
Основные формы работы:
- создание проектов «Моя организация и я хозяин в ней»;
- проведение конкурсов творческих работ «Я знаю свои права»;
- проведение деловых игр, круглых столов с участием представителей органов государственной власти.
Областные проекты: «Форум юных граждан».
Конкретный результат: Сборник документов «Моя организация и я хозяин в ней» по нормативно-правовому обеспечению деятельности детской организации.
Второе направление: «Наша крепкая семья».
Настоящая: организация не мыслится без связи поколений, от малышей, которые только-только начинают интересоваться жизнью пионерии; самых активных ребят среднего возраста; старшеклассников-помощников организации; наконец, ветеранов пионерии, мудрых и надежных советчиков.
Задачи:
- создание положительного имиджа пионерской организации для ребят младшего школьного возраста, вовлечение их в интересные и полезные дела;
- обучение отрядных вожатых;
- привлечение старшеклассников к работе с пионерами, определение принципов деятельности старшеклассников в пионерской организации; определение приоритетных направлений и форм работы;
- привлечение ветеранов пионерского движения к активному сотрудничеству с пионерской организацией.
Основные формы работы:
- организация работы Советов друзей октябрят (других органов актива, ответственных за работу с малышами);
- разработка проектов и программ деятельности для групп «октябрят»;
- проведение акций, операций «Пионерский сюрприз малышам», «Доброе дело в подарок», «Помоги маленькому другу»;
- создание пионерских игровых, концертных коллективов, для младших школьников;
- создание педагогических отрядов старшеклассников, обучение инструкторов.
Областные проекты: «Академия отрядных вожатых», «Поколение 21», «Я, ты и малыш».
Конкретный результат: Иллюстрированная детская книга «Азбука отрядного вожатого».
Третье направление: «Моя дружина».
Пионерская организация является самостоятельной частью школьной жизни Пионерская дружина особый детский коллектив, объединенный не только общей деятельностью (учеба, труд, отдых), но и общими целями, ценностями, субкультурой.
Задачи:
- создать в каждой дружине программу деятельности, созвучную с программой районной, областной, республиканской пионерской организации;
- сделать часть оформления пионерской комнаты своими руками; выработать свои правила общения в организации; праздники, традиции;
- создать и реализовать систем)' обучения актива организации; присуждения звания «Лучшая дружина».
Основные формы работы:
- формы коллективного планирования;
- Школы пионерского актива, в том числе, знаменных групп;
- конкурсы на лучшую пионерскую комнату (районные, городские);
- создание летописей дружины;
- выставки лучших летописей;
- конкурсы на лучший пионерский талисман;
- конкурсы-знакомства пионерских песен разных лет;
- очно-заочная школа пионерских специальностей.
Областные проекты: «Пионерский талисман» «Фестиваль пионерской песни», «Супер-пионер», «Моя дружина», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд».
Конкретный результат: присвоение званий «Супер-пионер», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд», «Лучшая областная пионерская организация».
Четвертое направление: «Завтра - наука, сегодня - игра».
В Республике Беларусь активно развивается юнармейское движение. Какие есть находки, интересные формы работы, над чем еще стоит поразмыслить и поработать, вот на эти вопросы и найдем мы ответы в этом направлении.
Задачи:
- формирование положительного мнения у подростков о белорусской армии;
- восстановление в подростковой и детской среде традиционных понятий чести, воинского долга, службы Родине;
- укрепление исторического сознания в чувства национальной гордости;
- развитие взаимодействия пионерских объединений с воинскими частями.
Основные формы работы:
- проведение спортивно-патриотических игр, наполнение их гражданским и патриотическим содержанием;
- организация смотров юнармейских отрядов, в том числе профильных, посвященных 60-летию Великой Победы;
- организация пионерского шефства над одной из воинских частей;
- организация выставки летописей «Наша «Зарница».
Областные проекты: спортивно-патриотические игры «Вперед, мальчишки», «Зарница».
Конкретный результат: Видеофильм «Наша «Зарница».
Пятое направление: «Шагая заветными тропинками».
Туризм и краеведение - важнейшие составляющие пионерской жизни. Пионеры собирают информацию об истории сел, деревень, улиц, помогают школьным музеям в пополнении экспозиций.
Задачи:
- продолжение работы по изучению истории родного края, посильное участие в его позитивном преобразовании, основы которых заложены при реализации программы «Спадчына»;
- развитие любви к родному краю, патриотизма.
Основные формы работы:
- сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры;
- создание рукописных книг, альбомов о жизни и борьбе пионеров в годы Великой отечественной войны, их вкладе в Победу;
- проведение конкурсов пионерских краеведческих работ, публикация наиболее интересных из них в школьных, районных, городских, областных и республиканских СМИ;
- овладение туристическими навыками, проведение пионерских соревнований по туризму;
- проведение пионерских краеведческих конференций.
Областные проекты: «Пионерская краеведческая конференция», «Пионерский музей».
Конкретный результат: Оформление постоянно действующих выставок в школьных, районных, краеведческих музеях, создание республиканского музея пионерской организации.
Шестое направление: «Пионерский подарок».
«Ни дня без доброго дела» таково главное правило пионеров. И нет ничего приятнее, чем получать подарки, особенно, сделанные своими руками.
Задачи:
- привлечение пионеров к социально значимой деятельности, развитие социальной инициативы;
- воспитание уважения к общественно-полезной деятельности, потребности бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.
Основные формы работы:
- изготовление игрушек, поделок, картин, счетного материала для детских садов, школ-интернатов;
- изготовление подарков ветеранам;
- оформление школьных кабинетов, цветников;
- закладка пионерских скверов, аллей и др.
Областные проекты: Фестиваль пионерской игры, рождественская акция «Добрая дюжина».
Конкретный результат: создание районных (городских) пионерских аллей-скверов.
Седьмое направление: «Идущие рядом и чуть впереди».
Вожатый - надежный помощник и друг, наставник и психолог, артист и режиссер. Чтобы эффективно выполнять все эти функции - вожатый должен повышать свое профессиональное мастерство.
Задачи:
- создание мотивационных условий для профессионального роста вожатых;
- стимулирование положительных инициатив и творческой активности старших вожатых, выявление и распространение лучшего опыта;
- создание дифференцированной системы обучения и переподготовки кадров старших вожатых;
- создание оптимальной системы обучения вожатых в каждом районе.
Основные формы работы:
- проведение конкурсов профессионального мастерства старших вожатых, педагогов - организаторов, лидеров детских общественных объединений;
- проведение семинаров, творческих встреч, научно-практических конференций, круглых столов, Школ пионерского вожатого, других форм повышения квалификации.
Областные проекты: «Замечательный вожатый», «Академия вожатского мастерства».
Конкретный результат: Издание сборника «Советы бывалого вожатого».
Механизм реализации программы:
Участники сами вправе выбрать направления деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Коллективные участники работают по адаптированным программам дружин, участвуют в районных, городских областных, республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям. Индивидуальные участвуют в работе очно-заочных школ, разнообразных интеллектуально-творческих играх (проводимых в республиканских средствах массовой информации и др.). Ребята из пионерских дружин, являющихся коллективными участниками программы, могут работать и индивидуально.
Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышать его.
1 уровень - досугово-познавательный. Главная задача на этом уровне - организовать интересный, познавательный досуг, дать первоначальные знания по содержанию направлений программы, создать мотивацию для более активного осознанного участия. Это эмоционально-мотивационный этап развития личности, адаптационный этап развития социального опыта.
2 уровень - исследовательский, поисковый (эвристический). Главная задача - дать углубленные знания по содержанию направлений программы, научить получать знания самостоятельно, учиться действовать на благо других людей, получать практические навыки. Это интеллектуально-поисковый этап развития личности, этап развития социального опыта: знание о предмете и способах деятельности.
3 уровень - творческий (креативный). Главная задача - создать условия для проявления лидерского, творческого потенциала ребенка, для преобразования его из участника в организаторы работы по программе. Это рефлексивно-созидательный этап развития личности, этап развития социального опыта: опыт деятельности вне стандартных ситуаций.
Ступени роста.
Предполагается, что в процессе работы по программе пионерские объединения достигнут определенной степени роста в своем развитии. Это можно выявить и зафиксировать с помощью системы роста:
- «участник» - объединение участвует в реализации программы;
- «исполнитель» - выполняют определенную работу, но мало проявляют инициативу;
- «организатор» - сами организует работу.
Если индивидуальный участник внес посильный вклад в реализацию программы, участвовал в отдельных делах, проектах, ему присваивается звание «Активист».
Если индивидуальный участник являлся активным участником проекта, явился победителем одного из промежуточных этапов, проявил деловитость и инициативу, ему присваивается звание «Искатель» и он получает значок «За активное участие в программе «Гражданин страны Пионерия».
Если индивидуальный участник является лидером творческой группы, умеет организовать работу по проекту и повести других за собой, отличается добротой, отзывчивостью, ему присваивается звание «Мастер» и он получает значок «За инициативу и творческий поиск в работе по программе «Гражданин страны Пионерия».
На каждом уровне участники программы должны выполнить некоторый объем работ, принять участие в конкурсах, акциях, экспедициях и т.д. Выполняя их получать новые знания, информацию, осмыслить и применить их в своей деятельности. Например, для получения исследовательских навыков участникам программы предлагается самостоятельно или вместе со взрослыми работать в библиотеках, музеях, архивах и др. Результатом этих исследований могут стать отчеты, рефераты, видеоматериалы. Чтобы получить практические навыки необходимо заниматься в творческих коллективах, посещать кружки по интересам, заниматься в очно-заочных школах, овладевать «пионерскими специальностями». Делая каждый день добрые дела (помощь младшим, пожилым людям) дети и подростки также приобретают практические навыки.
В районных, городских, областных Советах пионерских организаций, Советах дружин создаются Штабы по реализации программы, которые организуют работу, фиксируют промежуточные и конечные ее результаты, консультируют ребят, если это необходимо. Награждение и подведение итогов на уровне области проводится один раз в год на Фестивале, в канун Дня пионерской дружбы. Ежегодно проводятся конкурсные мероприятия, в которых участвуют победители районных (городских) или областных туров (в соответствии с положениями).
Периоды работы по программе:
- организационный (сбор информации, планирование, презентация, сбор-старт, начало работы);
- основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации);
- итоговый (подведение итогов работы, анализ, постановка новых задача).
Ресурсное обеспечение программы:
Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:
- проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе.
Информационное.
Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:
- выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Гражданин страны Пионерия» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст»;
- выпуск серии публикаций в средствах массовой информации о работе дружин, лучших старших вожатых;
- открытие рубрики «Гражданин страны Пионерия» на детских каналах телевидения.
Научно-методическое.
Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:
- проведение научно-практических конференций;
- проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
- разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; издание методических пособий, сценарных разработок;
- издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.
Социально-педагогическое
Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):
- анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
- разработка пакета социально-педагогической диагностики.
Организационное.
Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:
- разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;
- проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;
- организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.
Материально-техническое
Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.
Годовая циклограмма мероприятий по реализации программы.
Сентябрь.
- Сбор-старт программы;
- Учительский совет;
- Выездной семинар старших вожатых, методистов-координаторов детских организаций;
Октябрь.
- Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов;
- Старт игры в газете «Зорька»;
- Сессия очно-заочной школы пионерского актива;
- Академия отрядных вожатых.
Ноябрь.
- Фестиваль детских организаций;
- Районные, областные комплексные игры и конкурсы по программе.
Декабрь.
- Пионерская неделя милосердия;
Январь.
- Зональные комплексные игры и конкурсы;
Февраль.
- Фестиваль пионерской игры;
Март.
- Фестиваль пионерской песни;
- Районные конкурсы «Замечательный вожатый».
Апрель.
- Пионерская краеведческая конференция;
- Конкурс «Вожатый года».
Май.
- Фестивали по подведению итогов работы по программе;
- Эстафета радости;
- Праздник посвященный Дню пионерской дружбы;
Июнь. .
- Спортивно-патриотическая игра «Зарница».
Июль.
- Палаточные лагеря активистов работы по программе.
Август.
- Сбор пионеров.
Ожидаемый результат.
Личностный аспект предполагает пробуждение личностных качеств, стремления к самосовершенствованию, к определению своего места в жизни, приобретение жизненно важных умений и навыков, направленных на сохранение природы, воспитания чувства милосердия к окружающим, чувствам, справедливости и взаимоуважения.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
Реализация Программы сотрудничества ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» позволит обеспечить:
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения;
- укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и молодежной среде;
- повышение авторитета ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» в Республике Беларусь;
- вовлечение детей, подростков и молодежи в активный процесс совместной практической деятельности;
- привлечение детей и подростков в ряды ОО «БРСМ» и ОО «БРПО».